статуи на крыше эрмитажа фото и название

Статуи на крыше эрмитажа фото и название

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге — крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Поначалу представлял собой постоянно растущую коллекцию произведений искусства, приобретённых в частном порядке российской императрицей Екатериной II, но с 1852 был открыт для посещения публики. Современный Государственный Эрмитаж занимает шесть величественных зданий, расположенных вдоль набережной Невы в самом центре Санкт-Петербурга. Ядро Эрмитажа и всего Санкт-Петербурга — Зимний дворец. За полтора столетия в Эрмитаже собрана одна из крупнейших мировых коллекций, насчитывающая около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия. Сегодня музей и дворец являются ценным объектом российского и международного туризма, а современные технологии широко применяются для рекламы музея по всему миру.

Эрмитаж состоит из пяти, связанных между собой домов на Дворцовой набережной, на всех пяти мы были 🙂

Зимний дворец (1754 — 1762, архитектор Б. Ф. Расстрелли)
Малый Эрмитаж (1764 — 1767, архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот)
Старый Эрмитаж (1771 — 1787, архитектор Ю. М. Фельтен)
Новый Эрмитаж (1842 — 1851, архитекторы Лео фон Кленце, В. П. Стасов, Н. Е. Ефимов)
Эрмитажный театр (1783 — 1787, архитектор Дж. Кваренги)


У Эрмитажа так же есть много филиалов в других городах и странах.

Экспозиция музея показывает развитие мирового искусства с каменного века до конца XX столетия. Большое значение имеет собрание первобытного искусства и археологических культур территории бывшего СССР. Представлены так называемые «палеолитические Венеры» из села Костенки, многочисленные образцы керамики, бронзовое литье, каменные плиты с петроглифами. Картинная галерея включает в себя работы западных художников XIII—XX веков. Наиболее полно представлены мастера Италии XVI—XVIII, Франции XVII-начала XX столетия, Испании XVI—XVIII, а также Фландрии и Голландии XVII века. Среди жемчужин собрания старой европейской живописи — Татищевский диптих Робера Кампена, «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, «Юдифь» Джорджоне, «Женский портрет» Корреджо, «Св. Себастьян» Тициана, «Лютнист» Караваджо, «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Дама в голубом» Гейнсборо. Музей обладает богатыми собраниями картин Рубенса, Рембрадта, ван Дейка, Пуссена, Тициана, Веронезе, Клода Лоррена, и др.

Говорят, если ходить и рассматривать каждый экспонат в музее секунд по 30, то уйдут не одни сутки на то, чтобы обойти весь музей.

А теперь немного о самом Зимнем дворце, читайте внимательно:

Зимний дворец в Санкт-Петербурге — бывший императорский дворец в центре Санкт-Петербурга; с 1732 года до 2 марта 1917 года официальная зимняя резиденция российских императоров. С июля по ноябрь 1917 года служил местом заседания Временного правительства.

Современное здание в плане имеет форму квадрата с внутренним двором и фасадами, обращенными к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Парадность зданию придают пышная отделка фасадов и помещений. Главный фасад, обращенный к Дворцовой площади, прорезан аркой парадного проезда. В юго-восточной части второго этажа находился один из памятников рококо, наследие четвёртого зимнего дворца — Большая церковь Зимнего дворца (1763 год; архитектор Б. Растрелли).

За всю историю было 5 Зимних дворцов.

Здание дворца имеет более 1000 комнат, а его различно скомпонованные фасады, сильные выступы ризалитов, акцентировка ступенчатых углов, изменчивый ритм колонн (изменяя интервалы между колоннами, Растрелли то собирает их в пучки, то обнажает плоскость стены) создают впечатление неупокоя, незабываемой торжественности и великолепия. Высота здания составляет 22 метра.

В наружном облике Зимнего дворца, создававшегося, как гласил указ о его строительстве, «для единой славы всероссийской», в его нарядном, праздничном виде, в пышной декорировке его фасадов,раскрывается художественно-композиционный замысел Растрелли — глубокая архитектурная связь этого здания с городом на Неве,ставшим столицей Российской империи, со всем характером окружающего городского пейзажа, сохраняющаяся и в наши дни.

Нарядность и великолепие силуэту здания придают скульптуры и вазы, установленные над карнизом по всему периметру здания. Они были первоначально высечены из камня и заменены металлическими в 1892—1902 годах (скульпторы М. П. Попов, Д. И. Иенсен). «Раскрытая» композиция Зимнего дворца является своеобразной русской переработкой типа замкнутого дворцового здания с внутренним двором, распространённого в архитектуре Западной Европы.

8. Вид в сторону Исаакиевского собора

10. Жалко, что не было сверхширика или фишая, пришлось делать фиговенькую панораму

11. Панорамная камера, коих куча

БОНУСом хочу показать небольшое видео заснятое Аустером

Источник

Статуи на крыше эрмитажа фото и название

7

Экскурсия по крыше Эрмитажа

Вместе с Татьяной Праздниковой, научным сотрудником отдела истории и реставрации памятников архитектуры Эрмитажа, мы поднимемся на крышу Зимнего дворца и осмотрим скульптурные композиции, венчающие её

221

Вид на Дворцовый мост с крыши Эрмитажа (Зимний дворец, г. Санкт-Петербург). Автор фото teh_nomad. /фото с сайта teh-nomad.livejournal.com/

Программу «Путешествие в Эрмитаж» ведёт из петербургской студии «Радио России» Анна Всемирнова.

Не так давно мы знакомили слушателей с новыми экспозициями фондохранилища и появившейся там скульптурой – фигурами знаменитых мастеров искусств с фасада Нового Эрмитажа. Там теперь установлены копии, а оригиналы пришли в фондохранилище. И, конечно, зашёл разговор о крыше Зимнего дворца, которую по всему периметру тоже украшает скульптура. Она неизменно привлекает поэтов, художников и фотографов вот уже два столетия.

В фильмах об эрмитажных зданиях обязательно есть хоть один кадр со скульптурой на крыше. В очередной раз надо отдать должное художественному вкусу архитектора Франческо Растрелли. Проектируя Зимний дворец в самом широком месте Невы, зодчий отводил большое внимание именно пластическому решению фасада.

В 1755 году согласно указу императрицы Елизаветы Петровны резные украшения на кровле должны «для прочности из камня вырезаны быть». Статуи и вазы на венчающей балюстраде вырубались из камня против данной от резного мастера Дункера модели резного дела подмастерьем Оснером и скульптурного дела подмастерьем Василием Чвановым с десятью помощниками. К 1761 году были изготовлены 176 статуй и ваз.

После пожара Зимнего дворца в 1837 году часть разбившихся (утраченных) фигур заменили, а остальные отреставрировали. В середине 1890-х годов опять на крыше Зимнего дворца работали мастера. Только тогда каменную скульптуру заменяли выколотной из листовой меди по рисункам скульптура М.П. Попова.

С Татьяной Праздниковой, научным сотрудником отдела истории и реставрации памятников архитектуры Эрмитажа, мы поднимаемся на крышу Зимнего дворца. Но прежде мне вручили памятку с правилами поведения на крыше и выделили нам в сопровождение сотрудника службы безопасности музея.

На крыше Зимнего дворца размещены 176 скульптур. Есть ли какая-то логика в персонажах? Или это, в общем, декорационное убранство, свойственное европейским зданиям, которое Ф. Растрелли перенёс на берега Невы?

Т. Праздникова: Здесь всё очень сложно, потому что все скульптуры аллегоричны. Удалось найти пока только один документ времени создания скульптур, где упомянуты три названия. Все каменные скульптуры в процессе работы представлялись Ф. Растрелли, который утверждал уже готовую каменную скульптуру. До нас дошли называния: «Аполлон», «Диана» и «Юпитер». Во всех остальных документах это каменные болваны, штуки, сидящие или стоящие фигуры. Других названий не было.

Каменная скульптура была выполнена по большему количеству моделей, чем медно-выколотная. Их, рисунков Ф. Растрелли, было 28, по которым русские резчики (там была московская бригада Аверьянова, а руководил всем этим немецкий резчик Дункер) уже себя повторяли.

Если мы берём стоящие скульптуры, то их всего девять. Я говорю про медно-выколотную скульптуру. Что касается каменных, то мы точно знаем, что была ещё одна модель вазы, у нас сейчас четыре разновидности ваз, а была пятая, потому что это есть на фотофиксации. Сохранилось небольшое количество фотоматериалов, снятых перед тем, как сломали каменную скульптуру. Если говорить про медно-выколотную, то фигур всего девять: шесть – женских образов и три – мужских.

Совершенно снизу так не кажется.

Т. Праздникова: Разные ракурсы, разное чередование. В нём в принципе нет закономерности.

Мы сейчас находимся практически над парадным входом, над воротами в Парадный двор Эрмитажа. Я статуи вижу только в пол-оборота, они обращены лицом к гуляющим под нами на Дворцовой площади. Кто это?

Т. Праздникова: Названия даны условные. Все статуи пронумерованы, начиная от нашей любимой первой, которая не повторяется.

Это скорбная женская фигура в накинутом плаще?

Т. Праздникова: Да, в накидке.

И как вы её называете?

Т. Праздникова: Она у нас Деметра, богиня плодородия и земледелия. Дальше пошла Геба с орлом. Затем две вазы. Следующая фигура у нас – Диана, потом идёт скульптура Марса. Две сидячие на фронтоне фигуры мы никак не называем, потому что фронтонные композиции – это повторяющиеся композиции. Следующая фигура – Афина со шлемом и львом. Дальше пошла Терпсихора.

А у неё есть какие-то атрибуты?

Т. Праздникова: Она танцующая. Судя по иконографии на каменной скульптуре было очень большое количество атрибутов, которые почему-то не повторил Попов в медно-выколотной. И повторить, наверное, было невозможно, потому что каменная скульптура была барочной, гипертрофированной, рассчитанной на восприятие снизу. У неё были маленькие головы, большие ноги. А это уже скульптура другого века – классицизма со своими жёсткими правилами.

Причём пропорции скульптур не увеличены.

Т. Праздникова: Размер фигур остался тем же: 2,50 – вазы, а фигуры – 3-3,5 метра.

Служебные мостки с перилами на крыше Зимнего дворца, на них положено ходить в обуви без каблуков, от самого края крыши отступают на безопасное расстояние. Всё-таки высота Зимнего дворца – 23,5 метра. Очень продумана система сбрасывания снега. По крыше всегда ходили в валенках.

Здесь очень чисто. Чтобы не пристраивались голуби, установлены защитные конструкции, и модель их совершенствуется. Несколько раз во время нашего разговора раздавался испуганный крик вороны. Его с определённой периодичностью включает датчик. Птиц отпугивают, чтобы сохранить позолоту купола Домовой церкви.

На центральном фронтоне Южного фасада дворца, над воротами в Парадный двор, есть часы. С двух сторон циферблат украшают фигуры. Нигде больше они не повторяются. Аид и Персефона – властелины земных и подземных сокровищ. На центральном фронтоне Северного фасада – Геракл и Нептун. Напомню, названия фигур условные.

И все скульптуры на крыше Зимнего дворца реставрировались в связи с аварийным состоянием в 1975 году. Но вот недавно завершилась очередная реставрация, начатая в 2004 году.

Возвращаемся к разговору с Татьяной Праздниковой.

Т. Праздникова: Дело в том, что медная скульптура много легче каменной, и боялись ветровых нагрузок.

Камни были изначально в основании скульптур?

Т. Праздникова: Попов, когда ставил свою медно-выколотную скульптуру, основание почти до половины засыпал битым пудожским камнем от разбитых каменных скульптур Ф. Растрелли для повышения сопротивления ветровым нагрузкам. Медные скульптуры на самом деле лёгкие. Стоящие фигуры весят порядка 100 кг. При реставрации, когда их вывешивают на тали, их можно рукой двигать. Тонкостенная медь это позволяет сделать.

А как же вы скульптуры с основания достаёте, если они наполовину засыпаны пудожским камнем?

Т. Праздникова: Это было изначально. Когда обнаружили, что на скульптуре появились трещины, её вскрыли и поняли, что камень впитал в себя такое количество влаги от конденсата, которые образуется внутри скульптур, что его нужно удалять. И в качестве груза сделали цементную заливку. На треть скульптуры были залиты цементом, и опять повторилась ситуация с пудожским камнем, потому что цемент со временем от влаги деградировал. Реставрации, которая началась в 2004 году, предшествовало обследование. Мы вскрывали самую аварийную скульптуру. И вот после вскрытия этой пробной скульптуры была вынута цементная заливка, и мы обнаружили, что каркас в них практически отсутствует. Металл был съеден коррозией практически целиком.

Отделом истории и реставрации памятников архитектуры Эрмитажа была разработана методика, по которой отказались от засыпки скульптур для их утяжеления, а усилили элементы крепежа.

В 2004 году на крыше Зимнего дворца появилась ещё одна, 177-я, фигура – Корона. Правда, ей дали номер 124а, чтобы не нарушать историческую цифру Ф. Растрелли. Корона выполнена по сохранившимся документам и возвращена на историческое место – парадный южный фасад дворца.

Интереснейшие архивные документы сохранились и о цвете скульптуры. Первоначально, по проекту Ф. Растрелли, стены Зимнего дворца были окрашены песчаною краскою с самой тонкой прожелтью. А орнаменты – белой известью.

Сейчас трудно себе представить, но со второй половины XIX века довольно долгое время скульптура на крыше была выкрашена в чёрный цвет. И стены тоже меняли окраску. Таким образом, нарушалось единство пластического рисунка, заданного архитектором.

Серовато-зелёный оттенок последних лет возвращает принцип единой объёмно-пространственной композиции.

Т. Праздникова: Все эти десять лет работали одни и те же реставраторы. Среди них был реставратор, который начинал в 1976 году предыдущую реставрацию, который уже один раз прошёл весь этот круг.

Его опыт был важен?

Т. Праздникова: Конечно.

Какое время суток особенно красиво выгладит на крыше Зимнего дворца? Я вспоминаю многочисленные фотографии Санкт-Петербурга. И среди них один из видов – знаменитые статуи над городом…

Т. Праздникова: Конечно, закат, когда вычерчиваются очертания скульптур. Они становятся готически интересными. А по поводу цвета, первоначальная расстрелиевская каменная скульптура белилась, несмотря на светлый цвет известняка, как и все декоративные элементы, для объединения просто ордерной системы. За исключением некоторого количества ваз вся скульптура является продолжением колонн.

То есть, скульптура ставилась совершенно чётко над колоннами?

Т. Праздникова: Да. В простенках вазы стоят. А скульптура вся стоит над колоннами. И вот эта белая скульптура была на протяжении всего времени. Когда Попов ставил медно-выколотную скульптуру в 1894-1895 годах, он тоже красит медную скульптуру в белый цвет. Возможно, для того, чтобы сохранить растреллиевский рисунок здания, чтобы объединить скульптуры со всеми декоративными элементами фасада.

Известно, что Николай II обожал ходить по крышам, и даже иногда Александру Фёдоровну брал с собой.

Т. Праздникова: Даже сохранились мостки, по которым гулял Николай II. Можно туда дойти.

Трапы… Здесь всё как на корабле. Вот уже и Нева видна. Корабельные заклёпки, толстый металл – таковы мостки, по которым ходил Николай II. В Эрмитаже их оставили специально как мемориальные. И всё-таки все равно они некую служебную функцию носят?

Т. Праздникова: Да. По ним можно пройти.

Ещё одна скульптурная деталь будет возвращена на крышу Зимнего дворца. Многие знают о существовании на Западном фасаде Башни оптического телеграфа. Так вот, среди событий, посвящённых 2500-летию Эрмитажа, состоится возвращение на Башню фигуры бронзового литого двуглавого орла. Архивные документы позволили сделать точную копию утерянного.

Во время прогулки по крыше до нас долетали звуки города, голоса экскурсоводов на прогулочных катерах на Неве, шум машин на набережной. Но всё-таки не покидало ощущение, что мы попали в какое-то иное временное пространство, где правят гармония и покой. Наверное, сказывалась близость античных богов и героев.

Полностью передачу слушайте в аудиофайле программы.

Источник

7 самых красивых скульптур на крышах и фасадах зданий Санкт-Петербурга

В Санкт-Петербурге удивительная архитектура. В городе огромное множество роскошных и красивых особняков и зданий, известных на весь мир. Над их возведением трудились великие мастера своего времени. Неповторимую изюминку каждому из них добавляют изваяния и скульптурные композиции на крышах и фасадах. Этот декор прекрасным образом отображает имидж сооружений, что стоит непременно увидеть.

В Санкт-Петербурге удивительная архитектура. В городе огромное множество роскошных и красивых особняков и зданий, известных на весь мир. Над их возведением трудились великие мастера своего времени. Неповторимую изюминку каждому из них добавляют изваяния и скульптурные композиции на крышах и фасадах. Этот декор прекрасным образом отображает имидж сооружений, что стоит непременно увидеть.

С помощью виртуального путешествия, которые мы прилагаем ниже, предлагаем вам посмотреть своими глазами на самые красивые и знаменитые скульптуры, парящие над Санкт-Петербургом. Уверены, что равнодушным никто не останется. Все получат массу удовольствия. Запаситесь хорошим настроением и перекусом, отправляйтесь на увлекательную и познавательную прогулку по скульптурному Петербургу.

portik novogo ermitazha

1. «Благочестие и Правосудие» на зданиях Сената и Синода

На Сенатской площади на зданиях Сената и Синода можно увидеть выдающуюся скульптурную композицию. Здания Сената и Синода — одни из самых эффектных зданий архитектора Карла Росси. Общий архитектурный замысел — это ансамбль, состоящий из 2-х корпусов. Они соединены величественной аркой.

Над аркой установлена живописная скульптурная группа «Благочестие и Правосудие, символизирующая единство церкви и государства, что придаёт строениям ещё больше пышности и нарядности.

Оформлением фасадов занимались скульпторы — Василий Демут Малиновский, Степан Пименов, Николай Токарев и Павел Соколов. Им удалось создать монументы, которые напоминают всем преступающим Закон о карающем мече правосудия и справедливости.

2 arka soedinyayushchaya senat i sinod. za ney galernaya ulica

2. Атланты у здания Нового Эрмитажа

Изначально проект здания Нового Эрмитажа вовсе не включал в себя декорирование крыльца вовсе фигурами атлантов. Планировали вход украсить фараонами или изящными кариатидами. Но позже замысел решили изменить. Так, вместо кариатид появились фигуры атлантов.

Превосходный шедевр создал скульптор Александр Иванович Теребенёв при участии 150-ти каменотёсов. Скульптуры изготовили из серого сердобольского гранита. В итоге, миру было представлено 10 великолепных изваяний, символизирующих борьбу с земным притяжением. Атланты сразу же полюбились петербуржцам и стали одними из узнаваемых символов Санкт-Петербурга.

hermitage atlantes 0

3. Колесница на здании Главного штаба

Знаменитый архитектор Карл Росси при проектировании главной площади Санкт-Петербурга решил связать 2 крыла здания Главного штаба триумфальной аркой. В сюжетном замысле лежит посвящение победе в Отечественной войне 1812 года.

Вместе с этой идеей родилась новая — создать на вершине арки монументальную скульптурную композицию. Так, на высоте в 36 метров воспарила триумфальная колесница с шестёркой коней, которыми управляют двое воинов, одетых в римские доспехи и вооружённых копьями.

Здесь же возвышается крылатая Слава, которая в левой руке держит штандарт, развевающийся над площадью. В правой руке Славы — лавровый венок. Скульптурная композиция символизирует воинскую честь и доблесть. Данный мотив сопровождает все элементы арки. Орнаменты на стенах арки сложены из воинских трофеев и венков. Воинские трофеи видны при входе в арку с Дворцовой площади. Победителей приветствуют фигуры богини славы, которые стремительно летят на ядре и протягивают им лавровые венки и пальмовые ветви.

3 arka glavnogo shtaba

4. Атланты на фасаде доходного дома Англареса

Одним из самых аляповатых домов в Санкт-Петербурге считают дом в Сапёрном переулке, который изобилует архитектурными элементами, едва уживающимися друг с другом. Этот дом с разнообразными декоративными изображениями вызывает у многих и многих самые противоречивые чувства — от возмущения до восхищения.

Первоначально архитектор Павел Дейнеки планировал возведение на здании гораздо меньшее количество декоративных фигур. Аутентичные тут у подъезда поддерживающие 2 прямоугольных эркера — бородатые атланты, пришедшие будто из доисторических времён. У них роскошная львиная шевелюра и облачены они в одни лишь набедренные повязки. Всем остальным далее добавил на свой вкус домовладелец.

4 skulptury dohodnogo doma anglaresa

Дворец Кантемира выполнен в стиле готики и рококо. Но более всего он славится своей скульптурной группой. Это 3 музы, которые стоят на углу дома Миллионной улицы и Мраморного переулка. Украшение создают изящные женские фигуры, символизирующие плодородие, искусство и мореплавание.

Муза плодородия держит в руках — рог изобилия с фруктами и цветами, а в ногах у нее лёжит — маска Бахуса, бога виноделия. Муза искусства играет на лире. Муза мореплавания держит в руках — весло и жезл-кадуций, символ торговли. Благодаря этим скульптурным музам-красавицам дворец Д. К. Кантемира или Дом И. Ф. Громова входит в число одних из ярчайших городских достопримечательностей.

muzy na fasade dvorca d. k. kantemira doma i. f. gromova

6. Скульптуры на фасаде магазина купцов Елисеевых

Елисеевский магазин — один из самых знаменитых магазинов не только в Санкт-Петербурге, но и России. Здание торгового товарищества «Братья Елисеевы» заметно отличается от всеобщего фона классической архитектуры Невского проспекта. Они могут похвастаться роскошными витражами, скульптурами и шикарной отделкой.

Стиль здания имел своей целью показать шик и роскошь товарищества для привлечения внимание потенциальных покупателей. Витражи здания со стороны Невского проспекта, покрывающие собой сразу несколько этажей, создают впечатление одной грандиозной витрины. На фасаде магазина красуются скульптуры А. Г. Адамсона «Промышленность», «Торговля», «Искусство» и «Наука».

Справа от широкого витража размещена фигура главного покровителя торговли — бога Меркурия. У его правой ноги можно увидеть якорь и фрукты, его левая нога зиждется на тюке, который перевязывает мальчик. На другой стороне витража помещена фигура мастерового в фартуке, который держит модель судна. Магазин купцов Елисеевых знаменит во всем мире, это из немногих магазинов-музеев в мире, который многие жаждут посетить.

6 dom bratev eliseevyh v sankt peterburge

7. Атланты на фасаде дома Вейнера

На улице Чайковского есть 5-тиэтажный дом, напоминающий по декору стиль флорентийских палаццо. Он отличается не только роскошным фасадом и живописной парадной, но и своими балконами. Необыкновенный эффект усиливают живописные атланты, которые поддерживают балконы. Также в окнах 2-го этажа можно увидеть мужские головы, вытесанные из мрамора.

Помимо этих изысков на фасадах этого одновременно скромного и роскошного дома размещены львиные головы и две пары грифонов. Они находятся под карнизом южного фасада.

Источник

Гости каменные и цинковые

12d00606 7336 4112 b44b 3bf531745df6.height 300

Завершена реставрация скульптур исторических зданий Эрмитажа. Для фасадов сделаны копии, а в открытом хранилище «Старая Деревня» установлены оригинальные фигуры важных персонажей из истории мирового искусства. Главный из них — цинковый Рубенс

1c732ae6 d33a 4d3c 8bfe 843801f7247f.width 1290

Музейный архитектор № 1 XIX века баварец Лео фон Кленце, проектируя в начале 1840-х годов здание Нового Эрмитажа, не забывал о просветительстве — 28 скульптур самых великих мастеров искусств в истории человечества должны были украсить фасады «музеума». Кленце настаивал на цинке, дающем благородный серый оттенок. Василий Стасов и Николай Ефимов убеждали венценосного заказчика Николая I, что выколотная медь долговечнее, хотя и дороже.

fbbeb265 2e20 474b 9ae1 7333024874e2.width 1290

Царя убедили, но строители к тому времени уже перебрали смету. Пришлось Давиду Йенсену, Константину Клейну и Ивану Реймерсу ваять пустотелые скульптуры из шпиатра (цинка-сырца). Небольшие фрагменты фигур спаивали, кое-где используя стяжки, и все равно масса каждой фигуры приближалась к тонне.

a5805763 2b90 460b a498 ea3c4bc2d504.width 1290

В 1929 году первым из «отцов цивилизации» пал Рафаэль Морген. Его подлатали и вернули на место. В 1950-м слетел с консоли на втором этаже Рубенс, и это было равносильно падению хрустальной вазы. Его заменили на Леонардо, стоявшего на скрытом от публики дворовом фасаде.

6e3fbbad 4275 4952 a547 aff440752b01.width 1290

Когда в 1998 году выяснилось, что автор «Моны Лизы» дожил до аварийного состояния, в музее решили заменить все шпиатровые оригиналы легкими копиями из бронзового тонкостенного литья. Заодно воссоздать Рубенса и поместить 28 оригиналов в открытом хранении «Старой Деревни».

54be7e76 4868 4596 a339 dcfed7956cfb.width 1290

На выполнение программы потребовалось пять лет. Сложнее всего было с Рубенсом. В Мюнхене хранятся эскизы статуй, сделанные фон Кленце. Но одного нет, и это именно фламандец. Первоначально внутри скульптуры был простой каркас, чтобы создать жесткую конструкцию и прикрепить изваяние к стене. В итоге сделали фигуру из металлической сетки и на нее надели сотни цинковых деталей.

94e672c4 59b4 418b 8da5 9853415eacc9.height 1290

Точечная сборка Рубенса была не единственной. Похожая история произошла с 24 орлами с крыши Нового Эрмитажа. И здесь Кленце настаивал на цинке. Стасов защищал перед императором более надежную терракоту и сравнял счет. Заказ получил все тот же Давид Йенсен, русский скульптор датского происхождения. В 1840 году 25-летнего ученика Торвальд­сена пригласили оформить великокняжеский Мариинский дворец в Петербурге. Он поехал, чтобы заработать на поездку в Италию, основал обжигальню по производству терракоты (первую в России), втянулся, работал по всей империи и дожил здесь до глубокой старости.

a228fa5b 6d4f 4770 b977 e78a45acae85.width 1290

Реставраторам пришлось основательно поработать с фигурами орлов, украшавших крышу. Керамика — материал крепкий, но не вечный. В 1914 году терракотовых птиц решили заменить чугунными, но нагрянули война и революция. К 10-летию Октября символы проклятого царского режима просто сбили. Когда же в начале XXI века специалисты Эрмитажа задумались над воссозданием орлов, то выяснилось, что, кроме известных акварелей Василия Садовникова и Луиджи Премацци да нескольких архивных фотографий, ориентироваться им не на что.

ff961b68 d093 4f29 ab55 75620e30aa06.width 1290

Провели тотальные архео­логические раскопки на чердаках Нового Эрмитажа. Как говорит Татьяна Праздникова, научный сотрудник Эрмитажа и куратор программы воссоздания скульптур, «чудеса изредка, но случаются». Из найденных осколков орлов удалось собрать одного целиком. С него, как с живой птицы, скульптор Владимир Тюльпанов вылепил копию, с которой отлили 24 новых терракотовых орла. Эта работа стала частью российско-голландского проекта «Новая крыша для Рембрандта», оригинальный орел слетал на гастроли в Амстердам. Одновременно с Новым Эрмитажем проходила реставрация скульптуры и на Зимнем дворце. Первоначально в 1762 году 102 изображения античных богов и героев, 74 вазы и 1 корону вырубили из камня. В 1894 году обветшавший пудостский известняк заменили медью. Через 100 лет стало очевидно, что все скульптуры требуют реставрации, которую провели в 2003–2014 годах. В ходе работ шли споры, в какой цвет покрасить скульптуры. В итоге было принято компромиссное решение — сохранить привычный светло-зеленый цвет, имитирующий патину. Только Деметру, строго смотрящую на Миллионную улицу, сделали светло-кремовой, почти белой. Этот колер придумал Бартоломео Франческо Растрелли, чтобы срифмовать скульптуры с колоннами и сделать дворец визуально стройнее.

be3232c7 6fb6 425e a0fd 85f6ccafab62.height 1290

Финалом проекта стала реставрация медновыколотной композиции (две женские фигуры, поддерживающие картуш) на крыше северного павильона Малого Эрмитажа, построенного в 1769 году. Как и на Зимнем дворце, первоначальная скульптурная пара была вырублена из пудостского известняка. Продержалась она меньше: в 1894 году женщины стали медными. Их несколько раз реставрировали в ХХ веке, но коварный петербургский конденсат лихо рвет медные «оболочки». В 2015 году дам нарядили в незаметные корсеты, пропаяли швы на верхней одежде и покрасили в цвет декора на фасаде.

Источник

Читайте также:  при сносе дома как дают квартиры муниципальные
Adblock
detector