стеклярусная комната в китайском дворце в ораниенбауме

Стеклярусный кабинет в Ораниенбауме. Реставрация.

jpgjpg

jpg

jpg

Самым знаменитым покоем Китайского дворца является Стеклярусный кабинет, сохранивший подлинную отделку 1760-х годов. Стены комнаты декорированы стеклярусными панно. Это холсты, на которых сделана вышивка стеклярусом. Стеклярус был изготовлен на мозаичной фабрике, основанной в окрестностях Ораниенбаума (в Усть-Рудице) русским ученым М. В. Ломоносовым. На фоне стекляруса синелью (ворсистым шелком) вышиты сложные композиции с изображениями фантастических птиц среди не менее фантастического пейзажа. Долгое время считалось, что панно были изготовлены во Франции, однако сейчас, благодаря архивным исследованиям М.Г. Воронова, установлено, что они были вышиты девятью русскими золотошвеями: Анной Андреевой, Авдотьей Логиновой, Татьяной и Лукерьей Кусковыми, Прасковьей и Матреной Петровыми, Авдотьей Петровой, Клеопатрой Даниловой, Марьей Ивановой, под руководством бывшей актрисы французской труппы при русском дворе Марии де Шель (де Шен). Одно панно имеет вышитую подпись «CheLe FFt». Панно заключены в рамы с золоченой резьбой, имитирующей стволы деревьев, увитых листьями, цветами и гроздями винограда. Рамы были выполнены одновременно со стеклярусными панно русскими мастерами-резчиками.

8 декабря 2010 года в Зимнем дворце (Залы 169-173) открылась выставка «Стеклярусный кабинет. Панно из Китайского дворца в Ораниенбауме», на которой представлен уникальный реставрационный проект, выполненный в Лаборатории научной реставрации тканей Государственного Эрмитажа. Выставка организована Государственным Эрмитажем совместно с Государственным музеем-заповедником «Петергоф».

Стеклярусные панно были переданы на реставрацию из Китайского дворца в Ораниенбауме в Государственный Эрмитаж в сентябре 2009 года. Тогда же была созвана Реставрационная комиссия, возглавляемая Г.В. Вилинбаховым, заместителем директора Государственного Эрмитажа по научной работе; в состав комиссии вошли: С.Б. Адаксина, главный хранитель Государственного Эрмитажа, Т.А. Баранова, заведующая Отделом научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа, М.В. Денисова, заведующая Лабораторией научной реставрации тканей Государственного Эрмитажа; Е.Я. Кальницкая, Генеральный директор Государственного музея-заповедника «Петергоф», Т.Н. Носович, главный хранитель ГМЗ «Петергоф», Н.Ю. Бахарева, заведующая филиалом «Ораниенбаум» ГМЗ «Петергоф», С.А. Симкина, начальник Отдела декоративно-прикладного искусства ГИОП и другие.

big

big

После пробных расчисток и полного обследования панно, выполненного совместно художниками-реставраторами и сотрудниками Лаборатории биологического контроля и Отдела научно-технической экспертизы Государственного Эрмитажа, была разработана методика реставрации. Реставрационные работы, которые длились в течение года, состояли из нескольких этапов: были проведены биологические и химико-технологические исследования. Анализ полученных данных свидетельствовал о высокой степени заражения экспонатов спорами плесневых грибов. Исследовался состав связующего и пигментов, а также состав пятен и проклеек оборотной стороны вышивок. Результаты исследований подтвердили возможность и необходимость водной очистки панно.

big

big

big

В результате реставрации и консервации все двенадцать панно очищены от плотного слоя загрязнений и плесени. Благодаря очистке и удалению поздних закрашиваний вышивке удалось вернуть первоначальную цветовую гамму и раскрыть изящный рисунок. Бархатные нити синели и стеклярус укреплены. Утраты стекляруса восполнены в строгом соответствии с оригинальной техникой.

Фрагменты панно до и после реставрации:

big

big

big

Реставрационные работы велись при поддержке ОАО «Газпром Трансгаз Санкт-Петербург», и были выполнены в Лаборатории научной реставрации тканей Государственного Эрмитажа (М.В. Денисова, Заведующая Лабораторией, художники-реставраторы Г.Г. Федорова, Л.Н. Логинова, Т.В. Грунина-Шкварок, М.Н. Тихонова, А.А. Шапран). По окончании реставрационных работ в Китайском дворце стены Стеклярусного кабинета вновь украсят уникальные стеклярусные панно.

В ноябре 2010 года «Стеклярусный кабинет. Панно из Китайского дворца в Ораниенбауме» получил специальный приз «За реставрацию имени И.П. Саутова» в номинации «Лучший реставрационный проект» премии «Музейный олимп», учрежденной межведомственным Музейным советом и правительством Санкт-Петербурга.

К выставке подготовлен иллюстрированный буклет, рассказывающий о ходе реставрационных работ, выпущенный Редакционно-издательским отделом Государственного Эрмитажа.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Стеклярусный кабинет из Китайского дворца в Ораниенбауме

96cf4541fd7949034faa2516a080896f9480v0

Приглашаю всех полюбоваться, а, возможно, и вдохновиться «Серебристым чудом», выполненным российскими мастерицами-вышивальщицами.

В начале декабря 2012 года, во время Дней Эрмитажа, стены Зимнего украсили панно из Китайского дворца в Ораниенбауме. В реставрационных мастерских музея закончился процесс кропотливого восстановления двенадцати вышитых шелком панно, созданных в шестидесятые годы XVIII века для одного из залов дворца в Ораниенбауме.

В середине XIX века ворсистый шелк вышивки просто покрасили. Яркие цвета сменили подлинные оттенки шелка. Во время реставрации краску смыли, очистили от грязи стеклярус, дополнили утраты. Панно вновь стали нежными, тающими.

Долгое время считалось, что декорация Стеклярусного кабинета заказывалась во Франции. Но после архивных изысканий оказалось, что создавались панно в Санкт-Петербурге девятью русскими мастерицами-вышивальщицами под началом бывшей актрисы-француженки Марии де Шель. Рисунки для панно выполнил С.Бароцци. В них просматриваются мотивы гравюр Ж.Пиллемана, «китайские забавы» которого были широко известны всей Европе. Так «объединенная» Европа вместе с Россией представляла себе Китай.

Стеклярусный кабинет, как и весь Китайский дворец, спроектирован Антонио Ринальди.

Читайте также:  снять квартиру на сутки в яшкино

Китайский дворец не был разрушен во время Второй мировой войны. Но ремонтов, перестройки и обновлений в XIX и XX веках он не избежал.

В начале 1980-х годов М.Г. Воронов нашел в архиве имена вышивальщиц, работавших над созданием стеклярусных панно. Это Анна Андреева, Авдотья Логинова, Татьяна и Лукерья Кусковы, Прасковья и Матрена Петровы, Авдотья Петрова, Клеопатра Данилова, Марья Иванова. Ими руководила Мария де Шель (де Шен).

А вторым своим рождением Стеклярусный кабинет обязан М.В. Денисовой, Г.Г. Федоровой, Л.Н. Логиновой, Т.В. Груниной-Шкварок, М.Н. Тихоновой и А.А. Шапран.

Источник

Стеклярусный кабинет в Китайском дворце

Одним из пунктов, что хочу увидеть в Петербурге, был Стеклярусный кабинет в Ораниенбауме. Однажды я его уже видела — в марте 2011 года в Эрмитаже, когда его выставляли после реставрации. Но с тех пор прошло уже 10 лет, всё забылось. К тому же хотелось увидеть Стеклярусный кабинет в оригинальных интерьерах. На этой неделе я наконец доехала до Китайского дворца в Ломоносове и рассмотрела всё в подробностях.

Китайский дворец, расположенный в дворцово-парковом ансамбле Ораниенбаум, являлся личной резиденцией Екатерины II. Одноэтажный дворец в стиле рококо был возведён в 1762 — 1768 годах по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди, а в середине XIX века дворец приобрёл современные черты: был достроен второй этаж, застеклена галерея, пристроены небольшие помещения и т.п. На протяжении долгого времени дворец называли «Голландским домиком», в 1774 году в журнале появилось название «Китайский дворец», т.к. интерьеры дворца были декорированы в стиле «шинуазри» (chinoiserie) с использованием подлинных произведений китайского искусства. Китайский дворец с самого начала не предназначался для жилья. Екатерина называла его «своей драгоценной шкатулкой».

IMG 8084

Китайский дворец знаменит, в первую очередь, Стеклярусным кабинетом, который сохранил подлинную отделку 1760-х годов. Стены Стеклярусного кабинета украшают двенадцать панно (10 больших полотнищ и 2 десюдепорта — декоративные композиции, расположенные над дверями), вышитых шёлковыми нитями и стеклярусом по заказу Екатерины II в 1762 — 1764 годах. На панно тропические бабочки, экзотические птицы и растения вышиты синелью — ворсистыми шёлковыми нитками, а весь фон заполнен стеклярусом — стеклянными трубочками, разновидностью бисера. Стеклярус был изготовлен на мозаичной фабрике, основанной русским ученым Михаилом Васильевичем Ломоносовым в окрестностях Ораниенбаума — в Усть-Рудице. Панно обрамлены в массивные золочёные рамы с резьбой, имитирующей стволы деревьев, увитых листьями, цветами и гроздями винограда. Пол и нижняя часть панелей в Стеклярусном кабинете был набран из разноцветной смальты охристого, синего и лазоревого цветов, изготовленной также на мозаичной фабрике в Усть-Рудице. Входившие в зал как как будто попадали на озеро, где вышитые панно — его берега.

Кроме двенадцати больших полотен было вышито небольшое для оформления каминного экрана.

Долгое время считалось, что панно были созданы во Франции по эскизам Жана Пельмана — знаменитого орнаменталиста того времени. Но это заблуждение было развеяно архивными документами. Оказалось, что знаменитые панно были вышиты в Санкт-Петербурге девятью русскими золотошвеями под руководством Мари де Шель — бывшей актрисы французской труппы, которая ещё при Елизавете организовала свою мастерскую (Де Шель — сценическое имя, её настоящая фамилия — Фош). Панно вышивались на протяжении двух лет (с июля 1762 года по апрель 1764 года) по рисункам художника венецианской школы Серафино Бароцци. Известны даже имена вышивальщиц: Анна Андреева, Авдотья Логинова, Татьяна и Лукерья Кусковы, Прасковья и Матрена Петровы, Авдотья Петрова, Клеопатра Данилова, Марья Иванова.

Одно из двенадцати панно вышло из-под руки Мари де Шель — на панно есть вышитая подпись «CheLe FFt».

Для вышивки панно использовано более двух миллионов стеклянных трубочек жемчужного цвета с розовым, желтоватым, светло-зелёным оттенками. Общая площадь вышивки составляет 41 м².

IMG 8087

Панно вышивались следующим образом: сначала на небелёном холсте рисовали углём рисунок, по нему выкладывались одноцветные стеклярусные нити, которые затем пришивались к основе. Длина стекляруса — от 2-3 до 15 миллиметров). Стеклярус пришит к основе с подхватом одной нити холста, трубочки располагаются параллельно друг другу таким образом, что каждая последующая немного выступает над предыдущей. На фоне стекляруса, который который подчеркивает и усиливает впечатление от самой вышивки, синелью выполнены сложные композиции с изображениями фантастических птиц среди не менее фантастического пейзажа. Синель (от франц. chenille) — ворсистый шёлк, крученая нить из шёлка и других нитей —позволила передать объём не только оперения птиц, но и всего орнамента. Как противопоставление холодному блеску стекляруса вышивка выполнена в мягких пастельных тонах, среди которых преобладает золотисто-бежевый.

P9070111

P9070113

P9070114

P9070126

P9070125

С 1831 году Ораниенбаум вместе с Китайским дворцом перешёл во владение великого князя Михаила Павловича. Его жена Елена Павловна затеяла реставрацию Стеклярусного кабинета. В первую очередь разбираются пришедшие в негодность панели лазоревого цвета и знаменитый «мозаичной работы» пол из смальты. В ходе работ мастер Гютон создал деревянный паркет, полностью повторяющий рисунок прежнего пола из смальты.

Читайте также:  как перевесить дверь на холодильнике позис

«Отреставрированными» оказываются и вышитые панели: вышивку синелью по всей поверхности покрасили бордовой и синей красками (видимо, не получалось очистить холсты от появившихся загрязнений, да и потускневшим шёлковым нитям решили придать яркости). После такой «реставрации» исчез объём рисунка, а малиновый цвет начинает доминировать в интерьере. С 1862 года у зала появилось второе название — «Малиновый кабинет». А с 1897 году кабинет упоминается как «Бисерная комната».

После революции удалось избежать разграбления Китайского дворца: 30 августа 1918 года дворец был национализирован и всё его имущество взято на учёт. 1 июля 1922 года здесь открылся музей, а также началась работа по изучению реставрации коллекций дворца.

После начала Великой отечественной войны 23 июля 1941 года из Китайского дворца началась эвакуация экспонатов, конечно же, в первую очередь стеклярусных панно. Вышивки завернули в ткань и накатали на одиннадцать валов, которые поместили в два ящика (панно от каминного экрана и два десюдепорта были накатаны на один вал). Вышитые стеклярусные панно увезли в Ленинград в Исаакиевский собор, в подвале которого они пережили всю войну. 9 июня 1943 года музейные работники Балаева, Тихомирова и Максимова вытащили валы с панно, чтобы их осмотреть. Был составлен акт, в котором отмечено удовлетворительное состояние вышивок и отсутствие признаков сырости. А вот резным рамам от панно, которые также хранились в подвале Исаакиевского собора, повезло меньше: они были сильно поражены плесенью.

Во время войны дворец не был разрушен или разграблен, т.к. немцы не смогли войти в Ораниенбаум, но реставрация всё же требовалась. Через разбитые окна и поврежденную крышу во дворец попадали снег и дождь; сырость сказались на сохранности самого здания и внутренней отделки. После войны решили провести консервационно-реставрационные работы без предварительных исследований: отреставрировали паркет, а также подклеили поломанную резьбу на рамах, но без восстановления утрат. В 1946 году стеклярусные вышивки вернули в Китайский дворец, только вот их не закрепили в рамах, а прибили гвоздями к стене… А потом Стеклярусный кабинет ждал реставрации более 60 лет.

В сентябре 2009 году, благодаря финансовой поддержке спонсоров, стеклярусные панно передали на реставрацию в Государственный Эрмитаж. Осмотр показал, что вышитые стеклярусные панно были сильно загрязнены, деформированы, имели пятна плесени. Нити стеклярусных низок ослабли и провисли, много где оборвались. По всему периметру панелей многочисленные разрывы холста и дыры от гвоздей, пятна ржавчины; стеклярус по краям осыпался, частично утрачен. Вышивка синелью покрыта плотным слоем краски, которая образовала жёсткую, потрескавшуюся корку, искажая цветовую гамму работы. Нити вышивки протёрты, бархатистый ворс синели утрачен, кое-где даже виднелся холст.

Были проведены биологические и химико-технологические исследования: состав связующего и пигментов, состав пятен и проклеек оборотной стороны вышивок. Результаты подтвердили возможность и необходимость водной очистки панно. Сначала размягчили и удалили краску с бархатной поверхности вышивки, а также проклейки с оборотной стороны панно.

Благодаря уникальной и трудоемкой реставрации, включавшей в себя очистку и укрепление нитей, а также снятие краски XIX века, вышивкам вернули первоначальный цвет.

Каждое панно дублировали на новый холст и укрепили вышивку. При реставрации панно были накручены на валы, ведь складывать и перегибать такие изделия нельзя ни в коем случае — можно повредить ткань и стеклярус. Затем приступили к восстановлению вышивки. Оригинальные нити «синель», которыми выполнена вышивка, имеют не только различные цвета, но и разное строение. Ворс состоит из волокон шёлка, а нити-основы различны: шёлк, лён и даже тонкая медная проволока. Т.к. ворс синели во многих местах был утрачен, и сохранилась лишь сердцевина нити, часто состоящая из нескольких волокон контрастного цвета, для укрепления сохранившихся нитей вышивки были использован подобранный в цвет шёлк, скрученный в необходимом цветовом сочетании.

На повреждённых краях панно укрепили осыпающиеся трубочки стекляруса согласно рисунку вышивки. Также надо было дополнить новым утраченный стеклярус (около 1%). Сейчас такой стеклярус, как был раньше, не производят. Подходящий по цвету стеклярус нашли в Чехии. Было куплено 3 кг стеклянных трубочек — с запасом, но использовался он не весь. Края всех панно восстановили. Если присмотритесь, на фотографии виден современный стеклярус.

P9070146

Реставрационные работы были выполнены в Лаборатории научной реставрации тканей Государственного Эрмитажа М. В. Денисовой (заведующей лабораторией), художниками-реставраторами Г. Г. Федоровой, Л. Н. Логиновой, Т. В. Груниной-Шкварок, М. Н. Тихоновой, А. А. Шапран.

P9070122

Зимой 2010 года завершилась реставрация золочёного резного багета. В 2011 году завершился монтаж вышитых полотен в рамы. Также в Стеклярусный кабинет вернули три смальтовых стола XVIII века, специально задуманных Антонио Ринальди для кабинета (из такой же смальты был первоначально сделан пол).

Читайте также:  снять квартиру в томске посуточно ночью

Сейчас знаменитый Стеклярусный кабинет во всей красе может увидеть каждый, приехав в Ломоносов — оно того стоит! Обычно все едут в Петергоф, а Ломоносов игнорируют — и зря! Можно и по парку погулять, и в музей зайти.

P9070101

P9070099

P9070096

P9070108

P9070103

P9070131

P9070133

P9070130

P9070138

IMG 8105

P9070129

Китайский дворец в Ораниенбауме
Адрес: Санкт-Петербург, Ломоносов, Верхний парк
Как добраться до Ломоносова? На электричке с Балтийского вокзала до станции «Ораниенбаум-1» (как сделала я) или на маршрутке от станции метро «Автово»
График работы до 26 сентября 2021: со вторника по воскресенье — с 10:30 до 18:00, понедельник — выходной
Вход в Верхний парк — 100 руб, в Китайский дворец — 300 руб (актуальные цены на сентябрь 2021 года)

Бонус для тех, кто дочитал до конца. В 2017 году в Эрмитаже проходила выставка «Эрмитажная энциклопедия текстиля. Реставрация», где были представлены интересные экспонаты из текстильной коллекции Эрмитажа. Это мероприятие я посетила дважды, но так о нём и не рассказала. Вспомнила, что на выставке был представлен каминный экран, вышитый стеклярусом в похожей технике, что и панно для Стеклярусного кабинета. Вставка для каминного экрана была вышита в Петербурге в 1750 — 1760-е годы, а рама для него была сделана примерно в 1882 — 1884 годах. Стеклярус по форме и размерам характерен для продукции фабрики в Усть-Рудице, где производились стеклянные трубочки для Стеклярусного кабинета.

Источник

userinfo v8cicerone2007

cicerone2007

В начале декабря, во время Дней Эрмитажа, стены Зимнего украсили панно из Китайского дворца в Ораниенбауме. В реставрационных мастерских музея закончился процесс кропотливого восстановления двенадцати вышитых шелком панно, созданных в шестидесятые годы XVIII века для одного из залов дворца в Ораниенбауме:

0 4b83a c1aff258 XL

В Китайском дворце мне доводилось бывать не раз, поэтому, увидев панно после реставрации, я застыла от изумления. Они выглядели совершенно иначе! Сначала решила, что все оттого, что на выставке нет золоченых обрамлений в виде пальм:

0 4b83b 2d00cba9 XL

0 4b83c aa90cc XL

0 4b83d 286df789 XL

Но дело было в другом. Оказывается, в середине XIX века ворсистый шелк вышивки просто покрасили. Яркие цвета сменили подлинные оттенки шелка. Во время реставрации краску смыли, очистили от грязи стеклярус, дополнили утраты. Панно вновь стали нежными, тающими:

0 4b83e b7121706 XL

Они были под стать морозному зимнему дню. Поблескивающий стеклярус напоминал льдинки:

0 4b83f 36ce9453 XL

0 4b840 e9256244 XL

Главные герои панно – птицы. Они вроде бы похожи на знакомых журавлей, цапель, гусей или павлинов. Но какие странные у них клювы, перья, хохолки! Разгадка проста – это птицы-иностранцы. Ведь созданы они для Китайского дворца, и перед нами китайские флора и фауна:

0 4b841 f9abc7b3 XL

0 4b842 628861b XL

Долгое время считалось, что декорация Стеклярусного кабинета заказывалась во Франции. Но, после архивных изысканий оказалось, что создавались панно в Санкт-Петербурге девятью русскими мастерицами-вышивальщицами под началом бывшей актрисы-француженки Марии де Шель. Рисунки для панно выполнил С.Бароцци. В них просматриваются мотивы гравюр Ж.Пиллемана, «китайские забавы» которого были широко известны всей Европе. Так «объединенная» Европа вместе с Россией представляла себе Китай.

0 4b843 90fe0436 XL

Мне вспомнился китайский зал в палаццо Вальмарана: http://cicerone2007.livejournal.com/26111.html#cutid1
Только в Ораниенбауме нет актеров в китайских нарядах, а есть птицы, бубенчики, навершия, напоминающие крыши пагод, экзотическая растительность.

0 4b844 66ef55e2 XL

0 4b845 c14c5939 XL

Стеклярусный кабинет, как и весь Китайский дворец, спроектированный Антонио Ринальди, редкий для России памятник рококо. Нежный цветок, высаженный на российской почве. Да еще и в варианте шинуазри. Русская «китайщина» удивительно изящна. Рядом с ней, например, постройки в Потсдаме смотрятся грубыми, она ближе к итальянским или французским образцам.

0 4b846 5fe81cd5 XL

Легкостью и изяществом отмечена и декорация дворца. Если иметь в виду, что в Стеклярусном кабинете пол был когда-то набран из разноцветных смальт, то можно представить насколько сильно было ощущение драгоценной хрупкости в этом интерьере. И стеклярус, и смальта были изготовлены на Усть-Рудицкой фабрике.

0 4b847 1f13155b XL

Китайский дворец не был разрушен во время Второй мировой войны. Но ремонтов, перестройки и поновлений в XIX и XX веках он не избежал. К примеру, был утрачен плафон работы Тьеполо, который когда-то украшал Большой зал дворца, рядом с подлинным рококо появилось ложное рококо XIX века. Сейчас во дворце идет реставрация, которую частично собираются закончить к сентябрю 2011 года. Предполагается открыть четыре зала. Тогда стеклярусные панно вернутся на свое место.

0 4b848 539814d1 XL

В начале 1980-х годов М.Г. Воронов нашел в архиве имена вышивальщиц, работавших над созданием стеклярусных панно. Это Анна Андреева, Авдотья Логинова, Татьяна и Лукерья Кусковы, Прасковья и Матрена Петровы, Авдотья Петрова, Клеопатра Данилова, Марья Иванова. Ими руководила Мария де Шель (де Шен). А вторым своим рождением Стеклярусный кабинет обязан М.В. Денисовой, Г.Г. Федоровой, Л.Н. Логиновой, Т.В. Груниной-Шкварок, М.Н. Тихоновой и А.А. Шапран. Интересно, а не было ли у сотрудницы Лаборатории научной реставрации тканей Государственного Эрмитажа Л.Н.Логиновой пра-прабабушки Авдотьи?

Источник

Adblock
detector